Интерактивные энциклопедии как альтернатива бумажным

Интерактивные энциклопедии PlayStory

О проекте. Мы — команда из 3 человек (2 программиста и продюсер), разрабатывающая экосистему для мобильных интерактивных книг — общедоступный визуальный редактор, мобильный магазин+движек для просмотра книг, сами книги. Идея состоит в том, что любой желающий, пользуясь нашим редактором, может создать книгу, опубликовать ее в нашем магазине, назначить цену и весело себе зарабатывать, отстегивая процент экосистеме (нам и соответствующей платформе). Ну и для старта и отладки всего механизма мы сами разработали больше десятка книг.
Моя работа состоит в том, чтобы выбирать книги для издания, в некоторых случаях — создавать их «с нуля», писать сценарии для иллюстраторов и озвучки, заказывать контент, верстать все это в кучу в соответствии со сценарием и публиковать. Далее речь в основном пойдет именно об этой части работы с упором на выбор контента.

О контенте.


Перед нами с самого начала встал вопрос о том, что именно мы хотим видеть в своем магазине — рассматривался детский контент, развлекательный контент (книги-игры для взрослых), популярно-научно-технические издания (журналы про танки-ракеты-звездолеты-компьютеры-черные дыры с разрезами и механикой всего этого дела, упрощающими и делающими более интересным процесс чтения).
Вопреки распространенному мнению, что пипл хавает только шутки ниже пояса и смешные видео про падение со стула, мы решили: не ограничивать тематику контента и, в том числе в дизайне приложения, не привязываться к какой-то конкретной тематике, но на первом этапе сделать акцент на контент для дошкольников и младших школьников (от 2-3 до 7-8 лет), как аудитории наиболее восприимчивой к интерактиву.

Как мы решили делать именно энциклопедии


Постараюсь описать как мы решили делать именно энциклопедии, что на наш взгляд получилось хорошо, в чем, как показала практика были ошибки и опишу некоторые проблемы, с которыми мы столкнулись.

Откровенно говоря, я, как ответственный родитель двоих любознательных киндеров, идею разработки интерактивных энциклопедий продвигала в первую очередь для своих отпрысков. Лет 5 назад нам подарили на День рождения книгу издательства Махаон «Пираты и их сокровища». Пятилетнего сына невозможно было оторвать от энциклопедии: красочные иллюстрации, со множеством кармашков, окошечек и секретиков приводили в восторг даже взрослого. Потом ребенок заинтересовался «космической темой» и я пошла в книжный магазин в надежде купить подобную энциклопедию, но была поражена стоимостью!!!… а еще в планах была и «Анатомия» и «Самолеты» и «Динозавры»… В общем тогдашнее материальное положение не позволило мне быть самой лучшей мамой, которая рвет на груди рубаху и все сделает для своего ребенка и выработало у меня стойкий комплекс под названием #тыжемать. И теперь я «реабилитируюсь» как могу. Когда наша команда разработала конструктор для создания интерактивных книг и наполнила библиотеку «живыми» сказками, я сразу предложила сделать на этой базе и интерактивные энциклопедии. Вспомните себя в детстве – какие энциклопедии вам больше нравилось читать, с красивыми иллюстрациями, или сухой текст? Так и здесь. Можно конечно читать классическую энциклопедию, с четырьмя иллюстрациями вместо анимаций, но это не будет так интересно и здорово, как с интерактивной моделью. Посмотрели что-то подобное, в основном сказки: репки, колобки, алфавит или тупые игры стрелялки, лопалки, ходилки, что не несет функции обучения. Первые в очереди, конечно, были «Космос» и «Анатомия» (помним комплекс #тыжемать), которые я не смогла купить своим детям в свое время… Когда я продумывала сценарий, готовила подходящим материал, выбирала иллюстраторов, актеро­в для озвучки, как мама, четко знала, в каких местах необходимо сделать акцент, какая именно информация будет интересна ребенку, какую интонацию должен соблюсти диктор, чтобы услышанное дошло до читателя максимально доходчиво. В тех местах, где мне казалось ребенку будет сложновато для восприятия на слух или скучновато, старалась разбавить веселой анимаций, чтоб малыш воспринимал информацию визуально и обязательно улыбнулся.
Конечно, до Махаона, нам еще расти и расти, но, думаю, для экономных родителей, которым накладно покупать несколько энциклопедий по 1000 рублей за каждую, наша библиотека будет неплохой альтернативой.

Проблемы


Самой неприятной проблемой для нас была и остается проблема ограниченного ресурса. У пользователей мощных гаджетов проблем нет, а вот владельцы стареньких девайсов не имеют возможности к сожалению скачать все наши книги. Это получается палка о двух концах. С одной стороны хотелось бы использовать яркие красивые изображения, качественные, плавные анимации, а с другой стороны мы постоянно вынуждены экономить и лишний раз подумать, стоит ли вставлять картинку с лучшим разрешением или обойтись маленькой. Как бы хотелось в «Космос» добавить больше спецэффектов, как в «Интерсталлере», или встроить подобие звездного атласа RedShift, или модель звезды с перемещением ползунка меняющей свой тип от черной дыры до красного гиганта. Это поистине огромный простор для реализации потрясающих идей и мне например было очень обидно, когда в процессе тестирования выяснилось, что при большом количестве сложных тяжелых анимаций придется забыть о пользователях со слабыми девайсами, а таких пока еще достаточно много, особенно среди молодых родителей. Пришлось частью изображений и идей пожертвовать в пользу ускорения работы. Теперь мы надеемся, что нашли золотую середину и добились стабильной работы наших книг.

Программирование


Мы хотели от нашего приложения следующих качеств:

— кроссплатформенность (конкретно нас интересовали iPad, Android и web)
— активность разработки (фреймворка)
— возможность описывать логику на скриптовом языке (lua, js)
— прозрачная документация
и Cocos2d полностью их удовлетворил. Вести разработку и отладку книг в браузере оказалось удобно, интерфейс интуитивно-понятен даже для ребенка.
К удобствам конструктор так же можно отнести и возможность работать в любой точке мира без специального софта, оперативно просматривать в эмуляторе результаты, можно мгновенно публиковать книгу и просматривать ее на устройстве, usability графика и т. д.



Озвучка


Книги «оживают» в том числе и после грамотной озвучки профессиональными актерами с правильной интонацией и добрыми приятными голосами. Дикторов мы выбирали среди профессиональных театральных актеров, для англоязычных книг — среди преподавателей, носителей языка и переводчиков. Мы постарались озвучить и анимировать максимально все объекты и всех героев. Когда энциклопедии тестировали дети разных возрастов, стало понятно, что нужна кнопка выключения звука диктора. Например, в интерактивном атласе на главной странице диктор достаточно подробно рассказывает про каждый материк, его животный мир, описывает ландшафт и народ, проживающий там. Для маленького ребенка эта информация навевает скуку, он куда с большей охотой понажимал бы на объекты (кит, воздушный шар, пароход, подводная лодка), поэтому возникла необходимость создания двух кнопок. Одна отключает только диктора и фоновую музыку, другая выключает весь звук в книге.
Энциклопедию «Это мое тело» мне показалось неправильным озвучивать скучным взрослым голосом. Это был первый эксперимент, когда озвучивал ребенок (с театральным опытом, кстати). Получилась история, как будто герой, девочка Алиса, сама рассказывает про свое тело. Почему она чихает, от чего человек зевает, сколько костей в нашем организме и на сколько могут вырасти ногти, если их вовремя не подстригать. По моему получилось забавно, ребенку интересно и в то же время присутствует познавательный момент. Так же для фоновой музыки мы выбрали фрагменты произведений Моцарта, благотворное влияние которых доказано научными исследованиями.

Редактор доступен для всех желающих


Изначально проект виделся как платформа для создания книг любым желающим + торговая площадка, чтобы любой автор или издательство сам мог сверстать свою книгу, разместить на нашей платформе и зарабатывать денежку. Но для старта и продвижения проекта мы решили вложиться еще и в собственное производство книг — это позволило протестировать весь механизм, наработать огромный опыт производства, от книги к книге повысить качество и задать, таким образом, некий стандарт и уровень качества для внешних авторов.
Тем не менее, редактор доступен для всех желающих — можно свободно и бесплатно зарегистрироваться, создать и опубликовать свою книгу. Цикл производства выглядит следующим образом:
— написание самой книги (если это авторская работа)
— разработка сценария (покадровое описание графики, озвучки и интерактива)
— разработка контента (иллюстраций, анимаций и озвучки)
— верстка книги в нашем редакторе
— тестирование
— публикация.
На начальном этапе для привлечения авторов мы готовы бесплатно обучать, отвечать на вопросы, оказывать всяческую поддержку.

В общем, что получилось, судить, в первую очередь, нашим любимым пользователям — Вашим деткам в том числе.


В комментариях хотелось бы услышать Ваши ответы на два вопроса:
1) правильно ли мы, с Вашей точки зрения поступили, выбрав детский познавательный и сказочный контент вместо условных «тупых приколов». Без эмоций, с коммерческой точки зрения — имеет ли это перспективы?

2) могут ли для Вашего ребенка интерактивные энциклопедии и сказки заменить или дополнить бумажные. Или Вы готовы платить в 10 раз большую цену за ощущение физической книги и не готовы платить за электронную? Считаем, что контент сопоставим, а в электронных интерактивных изданиях процент самого интерактива значительно выше, но нет ощущения «вещи».
17 комментариев
avatar
Я не очень понял концепцию, вы продаете конструктор для детских книг или сами детские книги? Для кого вообще приложение?
avatar
Спасибо за вопрос :)
Если коротко, проект выполняет обе функции :) 1. конструктор (бесплатно) — для авторов, как площадка для производства и продажи своих книг.
2. книги из библиотеки — для продажи.

Редактор-конструктор бесплатно можно скачать с нашего сайта, и любой желающий (начинающий автор или солидное издательство) может самостоятельно сверстать свою книгу, разместить на нашей платформе и зарабатывать денежку. Но для старта и продвижения проекта мы решили вложиться еще и в собственное производство книг — это позволило протестировать весь механизм, наработать огромный опыт производства, от книги к книге повысить качество и задать, таким образом, некий стандарт и уровень качества для внешних авторов.
avatar
Идея конструктора детских интерактивных книжек мне нравится в первую очередь пользой, но я не очень знаком с этим рынком, поэтому ничего не могу сказать про ее коммерческий потенциал.

P.S. Рекомендую вам заполнить профиль, чтобы было понятно что вы представитель своего продукта в профиле, в том числе там можно указать свои контакты и ссылку на свое приложение.
  • sa
  • +1
avatar
А какой бюджет всего проекта?
Сколько уже заработали?
avatar
+1 Статья большая а цифр мало
сколько времени ушло чтобы запустить продукт?
сколько времени заняло создание каждой книги?
какие бюджеты у книг? У всего проекта?
avatar
Разработкой занимались два года, публикация была в октябре прошлого года, книжки делаем полгода, активным продвижением занимаемся пару месяцев.
На книги объемом десять страниц иллюстратор в среднем тратит месяц. Когда иллюстрации и озвучка готовы, я начинаю верстать. Верстка книги у меня занимает неделю.
avatar
мы только начали продвижение продукта, на сегодня больше тысячи установок на Android и около трех тысяч в AppSore, планируем активное продвижение. Выручка уже есть, но на рекламу тратим больше, чем зарабатываем :)
avatar
Какие то цифры озвучить можете?
avatar
Если грубо, получается себестоимость книги в районе 35 тыс (иллюстратор+ озвучка+верстка), заработок с одной продажи книги — в среднем 100 рублей, из них 50 рублей автор платит мобильной платформе и нам, остается 50р. Окупаемость = 35000/50 = 700 копий надо продать.
В реальном книгоиздательстве цифры намного хуже, там окупаются тиражи не менее 10 тыс, на сколько я понимаю.
avatar
Есть книги, которые уже окупились, хотя бы по количеству продаж?
и какое среднее количество покупок у книг?
avatar
мы только начали продвижение продукта. Выручка уже есть, но на рекламу тратим больше, чем зарабатываем :)
avatar
чего вы так стесняетесь этих цифр?
avatar
Я тут глянул вашу группу вконтакте, не знаю кто вам раскручивал ее, но объективно все не очень хорошо, по моему мнению, большая часть участников скорее-всего вируталы и боты.
avatar
На мой взгляд самый доступный способ проверки для каждого, это зайти в участники сообщества и нажать на поиск по ним, там вы увидите количество более-менее реальных людей.
avatar
Начинание хорошее, но очень советую вам не ограничиваться лишь рускоязычной аудиторией! С большей вероятностью разработка станет рентабельной, если вы переведёте её и книги, как минимум, на английский язык. Понятно, что локализация и озвучка тоже стоят денег, однако затраты на это меньше, чем на создание новой книги, а аудитория становится намного шире.
avatar
Спасибо за комментарий! Некоторые переведенные книги у нас в библиотеке уже есть в категории English books, остальные в процессе.
avatar
Хорошая статья и идея интересная, хотя со слов знакомого в области детских приложений очень большая конкуренция, что думаете?

Интересно было бы почитать статьи на темы того, как вы продвигаетесь.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.
Если вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.