Как зарабатывать, продавая свои фотографии и векторные иллюстрации на микростоках. Личный опыт.



Первый приход. Лирическая часть.

Впервые я узнал о том, что такое микростоки, в далеком 2009 году. В то время я активно интересовался пикапом, и отлавливал в сети блоги известных в народе соблазнителей. Так, в один момент я наткнулся на живой журнал Льва Долгачева. К моему разочарованию, ни слова о пикапе там не было, а было только большое количество студийных фотографий девушек различной степени обнаженности. И подробная статья о том что такое микростоки и как с ними работать. (К слову сказать, эта статья до сих пор доступна к прочтению)

Изучив все написанное, я загорелся идеей. В первую очередь, меня вдохновила идея свободы, независимости от работодателя и возможности трудиться в любой точке земного шара. Но еще больше мне понравилось то, что картинки на микростоках продаются круглосуточно, и что весь мир — твои потенциальные клиенты. Ты спишь, завтракаешь, занимаешься спортом, читаешь книгу, путешествуешь — а в это время кто-то на другом конце света скачивает твои фотографии или векторные картинки. “Все, теперь успех у меня в кармане, пора бежать в магазин за лопатой, чтобы было чем загребать бабло” подумал я. Однако на деле все оказалось несколько иначе. Но обо всем по порядку.

В то время у меня была зеркалка, купленая в 2008 году в Швеции, где мне посчастливилось трудиться 7 месяцев микробиологом. После покупки дорогой игрушки, я активно искал ей применение, а также в огромных количествах поглощал информацию посвященную процессу фотографирования. Я уже знал как и зачем управлять выдержкой, диафрагмой, значением ISO, умел крутить ползунки в RAW конвертерах, гнуть кривые в фотошопе и с высока относился к простым смертным снимающим на мыльницы в режиме “АВТО”. Единственного чего мне не хватало, чтобы быть таким же крутым как Долгачев, — это собственной студии. Но этот вопрос решился тоже достаточно быстро.

Сперва я записался на курсы студийной фотографии. Там мне удалось впервые потрогать импульные лампы, покрутить на них различные ручки и тумблеры, поснимать с разными насадками. Это дало иллюзию понимания процесса студийной съемки и огромную уверенность в том, что самосвал с деньгами уже где то неподалеку. После курсов я потратил солидную сумму денег привезенную из Швеции на минимальный комплект оборудования. Это было первой серьезной ошибкой на моем микростоковом пути, ибо эти вложения в итоге не окупились. С помещением помог старший брат, который разрешил мне организовать студию в гостевом доме, на своем участке за городом.



Итак все готово. Теперь надо только снимать и грузить фотографии. Я кинул клич среди знакомых девушек, а также подвесил объявления в нескольких тематических группах Вконтакте. И “модели” пошли толпой. Несколько месяцев я снимал постоянно, по две-три съемки в неделю. После работы подбирал моделей и ехал за город в студию. Чуть позже я привлек знакомую девушку к процессу съемок в качестве визажиста, навешав ей лапши на уши про творческий рост, будущую крутую фэшн команду и т.д. В итоге у меня улетало немеряно денег на бензин (в сутки наматывал больше 100 км), а продажи как то росли совсем медленно. Т.е. вся затея была жутко убыточной, и ее убыточность только нарастала.

Через некоторое время наступила осень, и в студии стало холодно, снимать было уже невозможно. Поэтому я принял решение переключиться на предметку, собрал оборудование и перевез его домой. Я был полностью уверен, что с предметкой все будет гораздо проще чем с моделями, и что теперь то уж точно попрет.

Но не поперло, продажи все так же были минимальны, еле дотягивая до 25-30 долларов в месяц. Как итог я провозился с предметкой всю зиму, потом запал остыл, и я забил на это дело. Тем более что подвернулась хорошая работа.

Первый приход. Аналитическая часть.

Анализируя сейчас тот, первый опыт, я вывел несколько причин неудачи. Самой первой глупостью было вкладывать большие ресурсы с самого начала. Покупка оборудования, постоянные траты на бензин — все это формировало завышенные ожидания отдачи. В результате столкнувшись со сложностями я быстро перегорел. Более правильной стратегией было бы снимать то, что есть под рукой, и грузить на стоки. А по прошествии некоторого времени анализировать, что продается лучше, какие темы и сюжеты.

Вторая причина неудачи — первоначальное низкое техническое качество снимков. Этот недостаток частично со временем был устранен, поскольку я постоянно уделял время развитию себя как фотографа. Изучал различные методы обработки фотографий, различные приемы съемки и т.д. Однако в погоне за количеством грузил на стоки практически все что наснимал, и как итог редкие, по настоящему удачные, снимки тонули в густой массе известной субстанции.

Третья причина — непонимание специфики стокового рынка. Как следствие неспособность найти золотую середину между своими творческими порывами и покупательским спросом. Зачастую я снимал интересные образы с художественной точки зрения, но с крайне низким коммерческим потенциалом. Как результат редкие продажи и огромная фрустрация по этому поводу.



Четвертая причина — полное отстутствие саморефлексии. Реджекты фотографий инспекторами, намеки моей напарницы на низкое качество фото — все это вопринималось как бредни ничего непонимающих дилетантов.

Ну и пятое — уткнувшись в потолок, я сломался и отступил.

Из позитивных моментов того периода можно выделить два. Во первых, я все таки научился кое как снимать. Местами получалось очень прилично. А во вторых, я поимел первый опыт работы на себя, первый опыт организации небольшой команды, пускай и не самый удачный.

Второй приход.

Вернулся на микростоки я в конце 2013 года. Предпосылкой к этому стал целый ряд событий — потеря работы, ухудшение отношений со своей женщиной и последовавший за этим личностный кризис с переоценкой ценностей. Тогда же в сентябре мне стукнуло 30 лет и я принял решение дальше работать исключительно на себя. Этому решению поспособствовал также тот факт, что стоки, несмотря на полное отсутствие активности с моей стороны, все это время продолжали продавать мои фотографии, делая выручку 10-15 долларов в месяц. Т.е. за несколько лет доход упал меньше чем на 50%.

К моменту возвращения на микростоки, помещение в котором я снимал стало недоступным, а арендовать профессиональную студию с одной стороны не особо позволяло финансовое положение, а с другой стороны было сильное желание избежать ошибок первого старта, а именно излишнего вложения средств. Поэтому я принял решение переквалифицироваться из фотографа в иллюстратора. Этому решению также способствовал тот факт, что конкуренция в сегменте фотографии на тот момент была уже существенно выше чем в сегменте векторных иллюстраций.



С первого дня возвращения на стоки я начал совершать все те же ошибки, что и в самом начале — рисовал всяческую ерунду и гнался за количеством в ущерб качеству. И если в первые месяцы это было оправдано, поскольку я активно изучал иллюстратор, то в скором времени я снова попал в знакомую ситуацию — количество картинок большое, качество их никуда не годится, коммерческая ценность близка к нулю, заработок растет очень медленно.

Однако, отступать было некуда, альтернативой стокам была работа по найму, что означало бы в очередной раз потерпеть неудачу. Этого я допустить не мог, поэтому начал менять тактику.

Я начал анализировать рынок, выделять темы и стили на которые есть спрос. Начал анализировать, что из нарисованного лично мной продается лучше другого. В моей работе появился элемент планирования, т.е. в воскресенье вечером я садился и составлял список иллюстраций, которые планировал нарисовать за предстоящую неделю. Я начал больше времени уделять прочтению статей как про непосредственно рисование в иллюстраторе, так и про специфику стокового бизнеса. Изучал и сравнивал различные подходы по формированию своего портфолио.

Как итог ко мне пришло понимание, что путей достижения успеха множество. Например можно брать количеством выдавая килотонны простеньких иконок или абстрактных фонов. Можно искать узкоспециализированные темы, которые слабо представлены на стоках. Можно лезть в популярные тематики и стили, и конкурировать с другими авторами (для этого правда необходимо самому быть достаточно опытным иллюстратором). Можно искать свой уникальный стиль, который сделает твои работы узнаваемыми. Можно рисовать на конкретные темы, можно быть универсалом и рисовать все, что востребованно. Можно выдавать картинки исключительно на тему праздников — Рождество, Новый год, День Святого Валентина, День Святого Патрика, Пасха, Хэллоуин и т.д. Главное найти свой путь, свою нишу.

Посвятив некоторое время изучению своих рисунков, я выделил несколько направлений по стилистике и тематике, которые продавались лучше других и начал их целенаправленно разрабатывать. Отдача не заставила себя долго ждать — продажи практически сразу же пошли бодрее, что придало еще больше сил и энтузиазма.



Помимо этого я расширил список стоков, с которыми работаю. На данный момент это Shutterstock, Fotolia, Dreamstime, BigStock, Vectorstock, 123rf, Depositphotoes. Буквально несколько дней назад у меня наконец то получилось сдать экзамен на “великий и ужасный” iStock. Также мне открыли магазин на Creative Market.

И еще один существенный шаг для меня — чистка своего портфолио. Некоторое время назад я уделил время и удалил около тясычи файлов из портфеля на Shutterstock. Старые жуткие фотографии, идиотские никому не нужные иллюстрации — все это тот балласт, который был безжалостно пущен в расход. С одной стороны это шаг весьма неоднозначный, ибо даже самое убогое творение может найти своего покупателя. С другой стороны это дало ощущение свежего старта, старта с нуля, без негативного груза за спиной. В общем, посмотрим к чему приведет этот шаг, прогнозировать что-то сложно.

Глава про цифры.

В настояций момент мой месячный доход с микростоков держится в районе 500 долларов. Начиная с июля 2015 (после возвращения из отпуска) наметилась явная тенденция к росту. Для этого я подгружаю 30-40 иллюстраций в месяц. Временные затраты на изготовление иллюстраций в неделю — прммерно 15-20 часов, и еще около 5 часов уходит на атрибутирование файлов и непосредственно загрузку. Работаю на данный момент с 9 микростоками: Shutterstock, iStock, Fotolia, Dreamstime, 123rf, Bigstock, Vectorstock, Creative Market и Depositphotos. Мое портфолио после чистки насчитывает чуть больше 600 векторных картинок и порядка 100 фотографий, которые избежали отсева.

К отметке в 500 долларов я уже приближался однажды в феврале 2015 года. Однако после этого я не очень активно работал в марте, полностью забил на стоки в апреле, а в мае так и вовсе уехал в отпуск почти на весь месяц. К активной работе вернулся во второй половне июня. За более чем 2 месяца отсутствия загрузок, доход упал на 20%, т.е. до 400 долларов. Таким образом, наверное можно назвать заработок со стоков — условно пассивным, т.е. для поддержания дохода на определенном уровне необходимы хоть и небольшие, но регулярные загрузки. Однако, при желании, можно легко организовать себе отпуск на пару месяцев без критических последствий — на восстановление уровня дохода ушло чуть больше месяца активной работы. Естественно, при желании, можно работать больше и грузить больше, тогда рост будет идти быстрее.



В заключение.

В заключение хотелось бы остановиться на некоторых особенностях микростоков. Одной из них, является достаточно ярко выраженная сезонность продаж. Ощутимые провалы отмечаются летом, в период отпусков (июль, август), а также во время рождественских каникул и нового года (вторая половина декабря и начало января).

Другие праздники также могут влиять на продажи, в первую очередь это касается национальных праздников США — день независимости, день благодарения. Поскольку штаты являются одним из крупнейших потребителей изображений, то выходные дни там заметно отражаются на доходах микростокера. Это один аспект.

С другой стороны, праздники могут положительно влиять на динамику продаж, поскольку спрос на тематические изображения повышается. Т.е. если в портфолио имеется большое количество изображений посвященных тематике конкретного праздника, то за месяц-полтора до него продажи этих картинок могут заметно возрасти.

Еще один аспект на котором необходимо остановиться — это попадание в топ. На всех стоках существуют рейтинги самых продаваемых работ. Попадание туда одной единственной картинки тянет за собой весь портфель, покупатели из топа идут в портфолио и выгребают все что им интересно. И самое вкусное, что может произойти — это если ваша карточка понравится лично инспектору, и он выставит ее на главную страницу, или в качестве бесплатного товара дня/недели. Лично у меня нечто подобное было однажды — мою фотографию выставили на одном стоке на неделю для бесплатного скачивания в минимальном разрешении и с урезанной лицензией. Продажи этой фотографии резко возросли, а вслед за ней возросли и продажи по всему портфелю.

И последнее, что хотелось бы осветить — это баланс творческого и коммерческого. Выше я уже писал о том, что часто качественные снимки, с продуманной концепцией оставались невостребованными у покупателей. Необходимо понимать, что микростоки не являются площадкой для самовыражения. Мискростоки — это рынок, рынок деталей дизайнерского производства. Покупатели приходят туда за изображениями, которые они используют для конкретных целей. Поэтому необходимо найти баланс между своими творческими порывами и коммерческой востребованностью изображений. Для этого рекомендуется регулярно смотреть топы и отслеживать, что продается лучше а что хуже. А также попытаться представить, где можно использовать картинку, которую ты нарисовал.

Востребованность, качество и количество — вот основные критерии успеха на микростоках.
12 комментариев
avatar
Интересно.
Я слышал, что для фотографирования людей надо у них разрешение брать, как быть если я сфоткал пару человек где-нибудь за границей, всё фото забраковано?
Что-то такое и со зданиями? В общем как разруливать такое для фотографий?
avatar
Чтобы изображения с людьми были приняты на сток, необходим так называемый Model Release. Это касается всех фотографий (и даже иллюстраций, если они нарисованы с портретов реальных людей) с узнаваемыми людьми, т.е. там где видны лица, а также другие характерные части тела, по которым можно определить личность человека — родинки, шрамы, татуировки, прически, глаза и т.д.

Со зданиями примерно так же, но там много нюансов — в некоторых странах памятники архитектуры охраняются законом об авторских правах, соответственно для коммерческого использования необходим Property Release. В некоторых странах наоборот — разрешено. Надо узнавать в каждом конкретном случае.
avatar
Самая интересная статья на проекте за этот год, спасибо за открытость.
avatar
Спасибо за комментарий
avatar
А можно ли инвестировать в стоки?
Допустим платить нескольким художникам, которые будут рисовать для вас картинки, выкладывать их со своего аккаунта и зарабатывать на этом. Реально?
Так делают?
avatar
Да, такие схемы вполне рабочие.
avatar
А почему вы так не делаете?
И как оформляются юридически передача прав на картинки, чтобы не получилось, что завтра придет иллюстратор и фотограф и скажет, что это его и что деньги с них тоже его?
avatar
Точных механизмов я к сожалению не знаю, поскольку глубоко не интересовался. Но думаю в общем виде это можно описать так — необходимо составить два пакета документов о передаче авторских прав на изображения. Один договор на английском языке, копия которого отправляется на сток. Второй договор на языке государства в котором вы проживаете для защиты лично вас на случай каких либо претензий со стороны иллюстратора.

Вот тут блог человека, который как раз собрал команду иллюстраторов для работы на микростоки:
microvector.livejournal.com/
Некоторые моменты работы он освещает в своих постах. Также, думаю можно написать ему в личку и уточнить детали, если интересно.
avatar
Спасибо за ссылку, повторю вопрос: а вы почему так не делаете?
avatar
До этого необходимо дорасти.
avatar
Занимаетесь ли вы как-то маркетингом или продвижением своих продаж и вообще возможно ли это для формата микростоков?
Может есть такого рода примеры и как вообще это может происходить?
avatar
Нет, я маркетингом специально не занимаюсь.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.
Если вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.