Сколько должен стоить автомобиль. Практическая сторона вопроса

В своем прошлом посте про управление личными финансами, я уже затрагивал этот вопрос и порекомендовал тратить на автомобиль не больше, чем свой годовой заработок. Я считаю это максимумом, что можно позволить потратить себе на личную машину. В этом посте я подробно раскрою этот вопрос и расскажу про различные варианты стоимости автомобиля с учетом вашего дохода. Так как машина для нас – одна из целей или критериев успешной жизни.

Начну с тех, кто пережил огромное стремление завладеть личным авто – с Европы. Там, как правило, принято, что авто должно стоить около дохода за 6 месяцев. Это связано с достаточно высокими доходами у населения, с ужесточением экологических норм, которые стимулируют покупать более экологически чистые новые автомобили, с адекватной кредитной политикой, а также с тем, что автомобили достаточно доступны по цене для европейцев.
Если следовать этой практике, то человек, зарабатывающий 30-35 тысяч р. рублей в месяц (около 1000 долларов) в СНГ, может мало, что себе позволить купить. И если бы мы следовали этой практике, то машин бы стало в разы, а может и в десятки раз меньше.

Люди более состоятельные и хорошо зарабатывающие рекомендуют, чтобы стоимость авто не превышала 3-х месячных зарплат или 3-х месячного личного дохода. Для наших реалий – это уже совсем никак, что можно купить за 100.000 рублей или за 3 тысячи долларов? Ничего хорошего и нового. Другими словами, для нас – это фантастический вариант.
Поэтому, я для наших вариантов считаю, что оптимальной разбежкой будет стоимость автомобиля равная от 6 до 12 месячных зарплат, то есть тот самый доход за 1 год максимум.

Как считать месячный доход для покупки автомобиля?
Многих интересует вопрос, как считать доход, тем, что остается после повседневных расходов или именно величиной зарплаты, считать надо именно зарплату. Если ты зарабатываешь 1000 долларов, то не важно, какие у тебя расходы, машину ты можешь себе позволить стоимостью от 6 до 12 тысяч максимум.

Подчеркну, что речь идет о стоимости нового автомобиля, так как стоимость бу машины брать не корректно, ведь, когда она была новой, она стоила совершенно других денег. Иначе можно купить бушный автомобиль, а он будет расходовать весь ваш доход на ремонты и обслуживание.

Что же касается того, если вы не один, а у вас семья, то стоимость надо считать с учетом этого фактора, если вы все работаете и покупаете один автомобиль на семью, то можно считать совокупность доходов мужа и жены. Если же вы хотите, чтобы у каждого был свой автомобиль, то складывать доходы нельзя, можно оценивать совокупный доход с мужа и жены разделить на две машины. Если вы на двоих зарабатываете за 6-12 месяцев 20-30 тысяч долларов, то мы можете купить один автомобиль в этих границах или две машины, которые суммарно будут находиться в этих границах.

Почему важно соблюдать рамки стоимости машины?
Эти границы заданы не случайно, они позволяют, накопить на автомобиль не особо напрягаясь, за 1-2 года вполне можно накопить деньги на покупку автомобиля ценой 6-12 месячных доходов. То есть вам не придется влазить в долги или брать кредиты.
Также это важно, потому что вам машину придется обслуживать. Новую машину тоже надо обслуживать, страховать, возить на ТО в официальный сервис, заправлять и даже менять то, что не предусмотрено, как гарантийный случай. Если вы купить машину выше этих границ, то придется существенную часть своего бюджета спускать на автомобиль.

Покупка машины ценой 6-12 месяцев по большому счету будет отражать ваш реальный доход, все, что выше уже будут понтами, за которые вам придется платить стоимостью обслуживания машины.

Кредиты, накопления и долги на автомобиль
Я категорический противник того, чтобы на автомобиль брать кредиты и одалживать деньги. Если вы это делаете, то это явный признак, что стоимость машины, вам не по карману и машина будет тяготить ваш бюджет.
Не надо покупать понты в кредит, купите машину по вашему карману и заработку, многие люди после таких покупок плачут, а машины стоят. Тем более, что машина – это такая покупка, которая дешевеет, вы никогда не вернете своих денег, а с учетом кредитов и долгов, придется отдавать еще больше. Автомобиль не та вещь, которую нужно покупать в долг, кроме тех случаев, когда она поможет вам зарабатывать больше денег.

Есть еще тип людей, которые покупают машины выше границ 6-12 месяцев, но делают это за свои накопления, это лучше, чем покупать в кредит, но тоже плохо. Обычно машина покупается на все или большую часть накоплений. Хоть она и не в долг, она все равно вам не по карману, ее обслуживание все равно будет съедать ваши доходы, это тоже не выход, чтобы покупать машину дороже, чем можешь себе позволить.

Покупая бушный автомобиль, помните, что исходить надо из его цены за новый, а не тот, что он стоит сейчас, иначе попадете в ловушку низкой цены и дорогого обслуживания. Конечно, если автомобиль уже порядком старый, то запчасти и его обслуживания тоже становится несколько дешевле, но зачем вам старый автомобиль, если только он вам не безумно нравится, я не понимаю.
Особенно ярко заметно, когда люди за 900-1200 тысяч рублей (10-15к$) покупают машины представительского или бизнес класса, и наивно думают, что обманули систему: купили бизнес класс за цену бюджетного сегмента, а потом жалуются, что у них нет денег, их обслуживать. Ездят весь год на зимней резине, потому что на летнюю резину нет денег.

Обслуживание автомобиля
Кроме стоимости самого автомобиля, очень важную часть финансового планирования этой покупки должна быть оценка будущего обслуживания машины. Нужно знать, что меняется по гарантии, что не меняется, сколько стоят плановые техосмотры по регламенту, сколько машина расходует бензина, сколько стоят расходные запчасти. Сколько машина теряет в стоимости спустя несколько лет. Так вы будете знать свои будущие расходы на обслуживание. Можно даже сэкономить и не брать большой двигатель, за который придется платить большой налог, тратить кучу денег на топливо.

Хотелось бы еще остановиться на таком моменте, как непредвиденные или не гарантийные поломки. Есть мнение, которое я разделяю, что автомобиль должен быть таким по стоимости, чтобы вы могли абсолютно любую поломку, даже самую серьезную закрыть доходами за 1 месяц. Если у вас так не получится, то машина, скорее всего, вам не по карману.
Более продвинутый вариант – это в случае утраты автомобиля, вы купите себе такой же, даже не задумываясь и не сильно переживая за деньги, но такое не каждый может себе позволить. Также есть полная страховка на любые случаи. Но если у вас так, поздравляю, вы достигли высокого уровня в балансе доходов и управлении личными деньгами.

Хочу отметить, когда автомобиль не нужно покупать, если ваши доходы не позволяют купить автомобиль в рамках 6-12 месяцев зарплаты, то вам категорически противопоказана покупка автомобиля. Вы на него еще просто не заработали, многие не хотят мириться с этим и покупают в долг или в кредит, копят, покупают рухлядь, но потом платят за такие решения долгими долгами и постоянной жизнью без денег.

Я рекомендую, чтобы стоимость вашего автомобиля, новой машины, была в рамках 6-12 месяцев зарплаты или дохода, лучше, когда еще меньше, но для многих это просто невозможно, поэтому держитесь хотя бы в рамках 6-12 месяцев. Мы все любим красивые понты, но за них приходится дорого платить, поэтому покупайте машины с расчетом на нормальное использование, а не на работу на этот автомобиль. Будьте разумными людьми, развивайтесь, зарабатывайте больше и будут у вас дорогие и красивые машины по карману и по вашим доходам, а не на последние деньги.
26 комментариев
avatar
Я за то, чтобы люди покупали более дорогие машины, которые не соответствуют их нынешнему доходу. После покупки дорогого авто, у человека появляется дополнительный мотив (стимул) больше зарабатывать.
avatar
После покупки дорогого авто, у человека появляется дополнительный мотив (стимул) больше зарабатывать.
Или многолетняя повинная работа на кредиты, где в случае болезни или потери работы, грозит потеря машины.
avatar
Машина ведь может быть не только средством передвижения, но и служить другим целям, например, чтобы производить впечатление на переговорах. Какой-нибудь заключенный контракт, который окупить всю стоимость автомобиля стоит того, чтобы купить машину подороже годового дохода.
avatar
Данное использование отлично вписывается в вариант, в котором машина помогает зарабатывать больше денег.
avatar
Знаю примеры, когда люди мучаются с обслуживанием автомобиля, которое съедает почти все их доходы из-за явно необдуманных покупок. У меня вообще особое отношение к автомобилям, в большинстве случаев людям вообще автомобиль не нужен, они его покупают просто потому что так принято.
  • sa
  • 0
avatar
Многое зависит от того, где человек живет, в определенных места хватает общественного транспорта, а в других личный авто просто необходим, универсального варианта нет.
avatar
Вроде написано все правильно, но ловлю себя на мысли, что трудно строго следовать правилам в таких вещах, как покупки того, что тебе нравится. Часто бывает, что желания и возможности расходятся, хочешь одни автомобиль, а по таким правилам можешь купить совершенно другой, который тебе не нравится абсолютно. А то, что тебе не нравится, покупать не хочется, хоть и есть возможность.
Надо смотреть в сторону увеличения доходов, чтобы желания совпадали с возможностями.
avatar
Если тратить больше чем зарабатываешь и покупать вещи, которые не по карману, то сколько не зарабатывай, денег всегда будет не хватать, а еще хуже будут кредиты и долги.
avatar
Более продвинутый вариант – это в случае утраты автомобиля, вы купите себе такой же, даже не задумываясь и не сильно переживая за деньги

Мне импанирует такой подход.
  • MrB
  • 0
avatar
Мудрая статья, все верно, только хотелось бы заменить в ней везде «доход» на «прибыль». Прибыль = Доходы − Затраты. Я могу зарабатывать 2к у.е., но при этом затраты быть 1.8к у.е., которые я никак не могу уменьшить (образование, лечение, содержание дома, передвижение и тд. если это бизнес, то тем более, куча издержек, можно вообще балансировать в нуле по прибыли годами при бешенной, казалось бы, прибыли).
Мировая практика — стоимость авто 5-6 месяцев прибыли семьи (это то что вы можете отложить без ущерба для вашей привычной жизнедеятельности).
avatar
Я под доходом подразумеваю то, что человек получает на руки, если он получает зарплатой 2к, то как он их тратит дальше — это его личное дело, тоже самое и в бизнесе, если деньги остаются в бизнесе — это не личный доход человека, если человек из бизнеса получает теже 2к в виде дивидендов или зарплаты на руки, то это его доход, опять же.
Поэтому я предлагаю в статье ориентироваться именно на личный доход.
avatar
Углубите свои знания в экономике, не говорите глупостей. Почитайте хотя бы на википедии, что такое затраты и прибыль.
Всем для минимального существования нужны деньги, мы не святым духом питаемся. Это продукты, транспорт, аренда, комуналка, связь и тд. нужное подчеркнуть. То без чего ну никуда не деться, минимальный набор затрат для обычного существования. Так вот, это стоит какой то суммы денег ВСЕГДА. Получить зарплату в 1к после всех налогов, иметь при этом сьемную квартиру в 400 у.е., плюс 200 на еду и самое необходимое, вот и пляшем от прибыли в 400 у.е, которую можно либо отложить на машину, либо сьездить в тайлант, ну тоесть потратить на излишки, не первую необходимость. Вряд ли кто-то перестанет есть и жить в подвале, для того, чтобы оперировать всей зп… Тоже самое и в бизнесе. Приток денег на счет предприятия еще ни о чем не говорит совершенно. Рекомендую изучить основы экономики для начала.
avatar
Это ваша точка зрения, я предлагаю ориентироваться на доход, а расходы уже оценивать персонально, тем более что они вещь динамическая и постоянно могут меняться.
Я знаю разницу между доходами, расходами и прибылью, но в топике предлагаю ориентироваться именно на доход полученный «на руки».

Приток денег на счет предприятия еще ни о чем не говорит совершенно.
Я не говорил про деньги на счет предприятия, я говорил про дивиденды или зарплаты полученные из доходов предприятия.

З.Ы. предлагаю вам написать свою статью со своей точкой зрения в сообщество, на тему что должно сколько стоить и почему, если считаете, что ваши знания более глубокие и верные. Лично я, с удовольствием почитаю.
avatar
Я не пытаюсь тут доказать, что в чем то мои знания более глубокие, не переводите в другое русло. Преставтье ситуацию, молодой человек в 30 лет живет с родителями, нет жены, получает 1к. Затраты его минимальны, только на метро и обед. Он вполне себе может «ОТЛОЖИТЬ» после получения зп 900 у.е… И другой молодой человек, который получает так же 1к, но при этом живет на сьеме, оплачивает кормежку своей семьи, в которой декретная жена и двое детей. Он даже если и постарается жить в минимум, ну никак больше чем 200 у.е. он не отложит. чувствуете разницу? Тоесть вы второму так же советуете купить машину в том же бюджете, как и первому. Вот из-за таких неверных подходов и получается, что машину человек «не тянет», хотя, вроде, и «приток» денег достаточный. Почему тогда не считаете приток денег до высчит налогов, весь вы же их заработали?! То-то же, налоги это такая же статья расходов с притога.
avatar
Зачастую налоги, думаю, что во всем снг, не знаю как во всем мире, платятся еще до получения человеком зп, он просто извещается о том, что с его зп уплачены какие-то налоги.

Ну я не только про бюджет машины писал в статье, я написал про то, что человек скорее всего накопит на нее из своих денег за 1-2 года, что приводит нас к выводам о том, что его доходы минус расходы позволяют это сделать. Также я не рекомендую одолжать или брать кредиты на авто, то есть авто должен быть куплен за свои деньги. В любом случае доходы минус расходы будут таковы, что либо человек купит за 2 года за свои деньги авто, либо нет и будет копить дольше или повышать доходы.
но я не считаю накопление и покупку машины главным аргументом в бюджете, главный аргумент — это стоимость владения, и для этого параметра считаю адекватным мерить бюджет именно доходом «на руки».

Моя точка зрения, мне видится, как рациональное решение между, покупками машин в кредит, за дикие бюджеты и скрупулезным подсчетом каждой копейки и полностью практическим калькуляторным расчетом в жизни.
И я не отрицаю что есть более практические, более рациональные, более рассчетливые и так далее решения, но я предлагаю несколько другое основанное на доходе «на руки».

Вообщем я вам предлагаю систематизировать ваше решение в топик и предложить его сообществу, больше вариантов, больше решений, кому-то подойдет ваше, кому-то мое, а кто-то все равно пойдет покупать машину в кредит.
avatar
Решение это не нужнается в систематизации, это основы экономики, первый курс любого университета. FIN.
avatar
Не хочу вас расстраивать, но во-первых, не все учились в университетах, но из тех, кто учился не все помнят, что там было на первом курсе. А во-вторых, не каждый даже из тех кто знает, может практически применять какие-то знания в обычной жизни. :)
avatar
Ну не понимаете вы терминами, давайте тупой дубоголовый пример из жизни простого водителя. Есть свой грузовик у человека. Заплатили ему за услуги 100 рублей в месяц, за то что он перевезет какой то груз на 10т. км. Можно уже начинать считать от этой суммы покупку новой машины, ведь вот они денюжки в руках, беги в салон и покупай авто?)) Естественно нет. Заправим топливо на 30тыс. рублей в рейс, отнимем аммартизацию транспорта 20тыс., проживание+питание водителя в рейсе 20тыс. рублей. Что остается? Правильно, прибыль его нехитрой деятельности.
Вот тоже самое начинается на уровень ниже в семье, тот же доход и тот же расход. То что он отнесет жене, те самые 30 тыс. рублей. С них жена купим всем детишкам вещи на месяц, накормит напоит их, решит все текущие проблемы, заплатит за комуналку, садики, школы, то на чем даже в теории невозможно сэкономить и сможет положить в итоге в «матрас» 5 тысяч рублей. Это и будет «чистая прибыль» семьи, так сказать, " обросли жирком" на 5т.:). Так с какой суммы будем фантазировать о машине, 100 тыс, 30 тыс или 5 тыс?)) "
Надеюсь, достаточно простой пример? :)
avatar
Кто умеет думать, тот уже давно всё понял, меняем «доход» на «прибыль» и статья годится для форбс;)
avatar
В любом случае спасибо за ваши дополнения и вариант.
avatar
Я ваш вариант понял еще сначала) Но в моем варианте, я предлагаю считать 30к доходом, от которого отталкиваться и именно на него ориентироваться. :)
avatar
полностью согласен, прочитал статью и считал свои доходы и никак не получается за 1 год накопить.
avatar
Большое спасибо за статью. Примерно по такой логике и живу. Но также считаю необходимым закладываться на такие вещи, как обязательные платежи (ипотека, кредиты). Мы с женой генерим доход на семью немногим более 2млн в год. При этом ипотека съедает более чем 1,2млн в год… слава богу вот вот закончится, в этом случае, за вычетом ипотеки мы живем по ситуации описанной в статье, авто юзаем уже 4й год стоимостью 600т.р. Также немаловажным считаю иметь в виду будущую потерю части доходов (возможность потери). Декрет жены например. Или возможные экономические потрясения и их следствия. В связи с этим также можно считать исходя из своей стоимости на рынке труда. Многие себя переоценивают… Это я все к тому, что у нас многие не грамотно подходят к управлению своими финансами, это можно заметить просто выглянув на улицу, какое количество дорогих автомобилей. В общем за статью спасибо. Немного сумбурно написал… В пробке стою)
avatar
Спасибо за дополнение и личный пример.
avatar
статья правильная, но с 30-35р, даже не обремененному семьей, работающему копить надо не год, а больше.чистый доход допустим 30, считаем расходы: коммун.платежи примерно-5, проезд транспорт-2, сигареты-2,3 ну и наконец продукты хотя никогда не подсчитывал сколько трачу в месяц-12-15(без алкоголя) думаю не меньше, вроде все самое необходимое, в итоге считаем что осталось-8р.Пусть будет 10-12р.10x12мес.=120р в год удалось так скажем накопить.Машина новая стоит в среднем 500.Получается копить надо не год, а 5 лет.
avatar
статья написана 3 года назад до кризиса, возможно по тем ценам и можно было.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.
Если вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.